Исходя из ложного представления о том, что ГОСТ 34 «по умолчанию» подразумевает каскадный подход к разработке, его часто трактуют как основу для календарного плана разработки. Кроме того, в государственный контракт включаются требования предоставить исчерпывающий комплект документации, и практикуется детальное описание требований в ТЗ. От такой интерпретации страдают в первую очередь конечные пользователи, так как если в годовом контракте предусмотрено жесткое следование водопадному подходу, то ввод в промышленную эксплуатацию будет производиться один раз в конце года, что исключает возможность часто показывать продукт пользователю и получать быструю обратную связь.
На протяжении нескольких последних лет в отделе разработки СанктПетербургского аналитического центра успешно применяются гибкие подходы при исполнении государственных контрактов. Руководитель отдела Сергей Смирнов дает рекомендации в отношении формирования требований и создания календарного плана, применение к которым ГОСТ 34 и 19 вызывает максимальное количество споров.
При разработке требований к продукту на этапе подготовки государственного контракта рекомендуется:
• формировать требования на достаточно абстрактном уровне, чтобы иметь свободу для маневров в процессе выполнения
работ;
• разделять требования на отдельные логические блоки, чтобы можно было выстроить календарный план в соответствии с этапами, каждый этап реализует один из логических блоков этих требований;
• желательно не смешивать требования к продукту с другими требованиями к техническим характеристикам работ, например выписать отдельным приложением к госконтракту или к ТЗ.
На этапе выполнения работ согласно ГОСТ вы можете разрабатывать дополнение к ТЗ на каждом этапе и уточнять эти требования. Также в ГОСТ разрешается сформировать ТЗ не на всю систему в целом, а на отдельные ее части, согласно указаниям ГОСТ 34, приведенным ниже.