3.5 РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЕ ВСТРЕЧИ ПО SCRUM

Авторы раздела:
Бутвина Н. Л.
Алферов П. А.
Ожаровский А. В.
Коротких С. С.
Потеев П. М.
Погружаемся в специфику Scrum, рассматриваем, как проводить встречи и обсуждения по данному фреймворку. Ключевой элемент гибких подходов — взаимодействие участников команд. Agile дает глубокие и структурные рекомендации, как сделать каждую встречу короткой и полезной.
Погружаемся в специфику Scrum, рассматриваем, как проводить встречи и обсуждения по данному фреймворку. Ключевой элемент гибких подходов — взаимодействие участников команд. Agile дает глубокие и структурные рекомендации, как сделать каждую встречу короткой и полезной.
Время чтения: 5 мин.
Фреймворк Scrum предписывает обязательно проводить регламентированные встречи, которые должны обеспечить прозрачность, эффективность коммуникаций и свести количество потерь времени к минимуму. В других подходах возможен иной набор регламентированных встреч, однако ежедневное собрание команды и ретроспективу спринта (и проекта в целом по его завершению) настоятельно рекомендуется проводить всегда, независимо от выбранного фреймворка.

Время чтения: 5 мин.
Фреймворк Scrum предписывает обязательно проводить регламентированные встречи, которые должны обеспечить прозрачность, эффективность коммуникаций и свести количество потерь времени к минимуму. В других подходах возможен иной набор регламентированных встреч, однако ежедневное собрание команды и ретроспективу спринта (и проекта в целом по его завершению) настоятельно рекомендуется проводить всегда, независимо от выбранного фреймворка.
3.5.1 ПЛАНИРОВАНИЕ СПРИНТА
3.5.1 ПЛАНИРОВАНИЕ СПРИНТА

В процессе планирования команда формулирует цель спринта. В ходе этой встречи по планированию спринта Scrum-команда выстраивает план действий, как достигнуть цели спринта. Вопросы для обсуждения в ходе планирования спринта:

  • Какие задачи должны быть решены в спринте?
  • Какие элементы должны попасть в бэклог спринта? Какие элементы бэклога продукта будут выполнены в данном спринте?
  • Что нужно сделать, чтобы достичь цели спринта?
  • Как будет выглядеть инкремент спринта?

Владелец продукта выносит эти вопросы на обсуждение. Задачи должны быть сформулированы таким образом, чтобы их выполнение создавало ценность для пользователей продукта. После того как они определены, команда выбирает элементы бэклога для работы. Команда сама определяет, какой объем она сможет выполнить за один спринт. Так формируется бэклог спринта
В ходе планирования спринта команда проекта «Спортивная страна» определила список задач, которые поместила в бэклог спринта (см. раздел 3.2.4), и сформулировала требования к цели спринта (см. раздел 3.2.3) и инкрементам (см. раздел 3.2.5), которые намерена получить по истечении двух недель.

3.5.2 ЕЖЕДНЕВНОЕ СОБРАНИЕ КОМАНДЫ

3.5.2 ЕЖЕДНЕВНОЕ СОБРАНИЕ КОМАНДЫ

Ежедневное собрание команды (стендап, stand up) — короткая встреча команды проекта на 15 минут, с тем чтобы обменяться информацией и скоординировать работу на ближайший рабочий день. В ходе данного собрания команда встречается у доски задач, как правило, все собравшиеся стоят, чтобы у участников не было желания затянуть встречу. Каждый участник по очереди кратко отвечает на следующие вопросы:

  • Что я сделал вчера для достижения цели спринта?
  • Что я планирую сделать сегодня для достижения цели спринта?
  • Какие есть проблемы с достижением цели спринта (что мне мешает, что нужно срочно изменить или улучшить)?

Цель Scrum-мастера — помочь команде соблюдать тайминг собрания и не отклоняться от повестки собрания. В ходе ежедневного собрания участники выявляют и фиксируют проблемы. Если проблемы требуют немедленного решения, участники команды добавляют их в план, и после собрания выбранные или назначенные ответственные за ту или иную проблему участники команды берутся за ее решение.
На ежедневном собрании каждый член делится успехами и сложностями в работе. Например, на одном из собраний Петр, специалист по работе с базами данных, сказал следующее: «Вчера мне удалось сформировать предварительную версию базы спортивных учреждений по двум районам САО. В нее вошло более 30 учреждений. Сегодня планирую оптимизировать инструмент автоматического сбора информации о спортивных учреждениях. По-прежнему 5% информации, собираемой автоматически, определяются с ошибкой и требуют перепроверки, поэтому буду рад получить поддержку ИТ-специалиста Ивана по доработке кода поисковой программы».

3.5.3 РЕТРОСПЕКТИВА СПРИНТА

3.5.3 РЕТРОСПЕКТИВА СПРИНТА

Ретроспектива («ретро») — совещание, в ходе которого команда под руководством Scrum-мастера (при его наличии) анализирует эффективность своей работы в ходе прошедшего спринта с целью повысить ее. Ретроспектива — это неформальный разбор полетов: команда анализирует свою работу в прошедшем спринте, фиксирует ошибки, чтобы не допускать их повторения, обсуждает инструменты, использованные в спринте (принимает решение об их дальнейшем использовании, необходимости улучшить их или отказаться от них). Команда может принять решение об уходе на технический спринт, когда команда проводит собственный апгрейд и пересматривает инструментарий. Ретроспектива помогает команде непрерывно совершенствоваться. Ретроспектива — внутреннее дело команды, заинтересованные стороны и заказчик не участвуют
в ней.

Ретроспектива обязательно проводится по завершении спринта. Каждому из присутствующих необходимо заранее написать на стикерах: 1) что, по его мнению, получилось особенно хорошо; 2) что не получилось; 3) что необходимо улучшить. Ретроспектива считается завершенной, если собраны ответы на эти вопросы и сделаны итоговые выводы на следующие спринты.

Ретроспективе посвящено отдельное популярное пособие, помогающее улучшить навык проведения ретроспектив. Приведена пошаговая инструкция для организации мероприятия, ссылки на дополнительные материалы по теме: Павличенко И. Как проводить крутые ретроспективы. 2016. URL: http://www.unusual-concepts.ru/blog/2016/09/facilitate-cool-retros.
По итогам спринта команда провела ретроспективу, где Петр отметил следующее: «В ходе спринта удалось собрать базу данных по спортивным учреждениям и секциям со всей полезной и актуальной информацией. Я получил оперативную поддержку от коллег, когда возникла сложность с кодом поисковой программы. Мне дали возможность отвезти ребенка к доктору, так как Аня согласилась подменить меня во время работы над задачами во вторник. К сожалению, не получилось до конца оптимизировать реестр и вычистить некоторые опечатки. Не удалось провести одно из трех запланированных интервью». Можно более открыто сообщать команде о сложностях на старте спринта, чтобы получить оперативную помощь и не тратить зря ценное время разработки.

Куда дальше?

Куда дальше?