5. Культура гибких проектов и госуправление

5.1 СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА ГОСОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Авторы раздела:
Потеев П. М.
Agile по большей части не инструмент контроля и управления командой, а культура работы, образ мышления (mindset), принципы взаимоотношений на работе. Agile будет трансформировать ваш образ мысли и ваше понимание рабочей культуры.
Agile по большей части не инструмент контроля и управления командой, а культура работы, образ мышления (mindset), принципы взаимоотношений на работе. Agile будет трансформировать ваш образ мысли и ваше понимание рабочей культуры.
Время чтения: 3 мин.
Культура организации — это не только формально принятый дресс-код, вежливость в общении и стиль оформления рабочего пространства, а гораздо более широкое понятие. Она определяет, что сотрудники считают правильным, а что — неприемлемым, как сотрудники общаются, принимают решения, разрешают конфликты.

Время чтения: 3 мин.
Культура организации — это не только формально принятый дресс-код, вежливость в общении и стиль оформления рабочего пространства, а гораздо более широкое понятие. Она определяет, что сотрудники считают правильным, а что — неприемлемым, как сотрудники общаются, принимают решения, разрешают конфликты.

Ругань на совещаниях, кляузы, интриги, бессистемные наказания тоже могут быть атрибутами корпоративной культуры, другой вопрос — насколько она способствует решению задач организации.

Традиционная культура, которая выработалась в большинстве органов государственной власти, базируется на следовании нормативно-правовым документам и регламентам, единоначалии, безусловном уважении к иерархии, дисциплине исполнения поручений. Этому есть обоснования и объяснения: в период построения и укрепления механизмов государственного управления перечисленные выше ценности важны и необходимы. Более того, с развитием указанных механизмов они не должны исчезнуть, иначе органы государственного управления перестанут быть собой по внутренней сути.

Гибкие подходы к управлению появились в силу того, что увеличиваются скорость, сложность и неопределенность окружающего мира. Эти факторы задают принципиально другую планку требований как для коммерческих, так и для государственных организаций и вызывают необходимость быстро менять процессы, структуры, системы организаций.

По объективным причинам базовые принципы, лежащие в основе гибких подходов к управлению, входят в серьезное противоречие с традиционной организационной культурой, образом мысли и способом действий, присущим большинству чиновников и государственных организаций. Инкрементальная разработка и постоянная корректировка целей, тестирование гипотез и право на ошибку, открытое обсуждение рисков и проблем пока еще могут звучать для сотрудников госорганизаций как нечто чуждое. Отношение к новому может варьировать от скрытого неприятия до откровенного саботажа. Это не хорошо и не плохо, но со всем вышеперечисленным предстоит работать проектным руководителям и командам.

Следовательно, при тестировании и внедрении гибких подходов в государственных организациях встанет ряд вопросов:

  • Как преодолеть первоначальное отторжение, которое могут вызвать гибкие подходы?
  • Как построить работу смешанных команд, состоящих из практиков (а иногда «фанатов») гибких подходов и государственных служащих?
  • Как внедрить гибкие подходы всерьез и надолго?

Если организация нацелена на переход к гибкому и быстрому развитию, внедрению сервисного (продуктового) подхода по отношению к внутренним и внешним заказчикам, то ее руководству необходимо дополнить и обогатить традиционную культуру элементами и ценностями, которые изначально покажутся непривычными.

Куда дальше?

Куда дальше?