Ругань на совещаниях, кляузы, интриги, бессистемные наказания тоже могут быть атрибутами корпоративной культуры, другой вопрос — насколько она способствует решению задач организации.
Традиционная культура, которая выработалась в большинстве органов государственной власти, базируется на следовании нормативно-правовым документам и регламентам, единоначалии, безусловном уважении к иерархии, дисциплине исполнения поручений. Этому есть обоснования и объяснения: в период построения и укрепления механизмов государственного управления перечисленные выше ценности важны и необходимы. Более того, с развитием указанных механизмов они не должны исчезнуть, иначе органы государственного управления перестанут быть собой по внутренней сути.
Гибкие подходы к управлению появились в силу того, что увеличиваются скорость, сложность и неопределенность окружающего мира. Эти факторы задают принципиально другую планку требований как для коммерческих, так и для государственных организаций и вызывают необходимость быстро менять процессы, структуры, системы организаций.
По объективным причинам базовые принципы, лежащие в основе гибких подходов к управлению, входят в серьезное противоречие с традиционной организационной культурой, образом мысли и способом действий, присущим большинству чиновников и государственных организаций. Инкрементальная разработка и постоянная корректировка целей, тестирование гипотез и право на ошибку, открытое обсуждение рисков и проблем пока еще могут звучать для сотрудников госорганизаций как нечто чуждое. Отношение к новому может варьировать от скрытого неприятия до откровенного саботажа. Это не хорошо и не плохо, но со всем вышеперечисленным предстоит работать проектным руководителям и командам.
Следовательно, при тестировании и внедрении гибких подходов в государственных организациях встанет ряд вопросов: